Новости

1 июля 2014

Вызов МBА: игра или реальность?

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

А.С. Пушкин

Доводилось ли Вам управлять самолетом виртуально? Например, с помощью какого-нибудь симулятора-тренажера или в какой-нибудь компьютерной игрушке. А реальным самолетом? Уверять кого-то, что это одно и то же, очевидный бред! Все прекрасно понимают разницу между знаниями и опытом. В том смысле, что даже процесс обучения, выстроенный на практических примерах, никогда не сравнится со знаниями, добытыми эмпирическим путем.  Однако те, кто занимается бизнесом, а не научными изысканиями, прекрасно знают цену «творческим экспериментам». На кону не просто формальные показатели, финансовые или рыночные, а реальные предприятия и люди.

Между тем, в практике подготовки любых специалистов: пилотов, врачей и пр. есть этап, когда процесс простого накопления знаний заходит в тупик – обучающийся перестает воспринимать новую информацию как знания. Стандартный учебный процесс построен на чередовании лекций, практических и лабораторных занятий. Эффективность метода не обсуждается, ибо проверена поколениями. Более-менее понятно, как такой метод реализовать в приложении к медицине, авиации или токарному делу. А как быть с бизнесом?

В свое время ответом на этот вопрос стали школы МBА. Основной метод обучения в МBА  - метод кейсов. Прекрасно изучать опыт не только позитивный, но и негативный, при этом на примерах «чужого» бизнеса. Человеку, пришедшему к пониманию необходимости учиться дальше (например, в школе МБА), не составит труда перенести проверенные на практике подходы и принципы в область своей деятельности. Однако в режиме, приближенному к реальному, «потренироваться на кошечках» прежде, чем на реальных предприятиях и людях, было бы не лишним.

Стоит остановиться на моменте приближения к реальности. В суровой действительности, так сказать,  любое коммерческое предприятие лицом к лицу находится с многофакторной структурой, своего рода кибер-системой: конкуренты, рынки, спрос-предложение, новые технологии и инновации, внешние политические и экономические угрозы, а в довесок форс-мажоры и внутренний менеджмент. Увы, полное управление такой системой не подвластно ни отдельному человеку, ни группе людей. Рынок на то и рынок, что значительную часть его жизни составляют явления иррациональные по сути, хотя в какой-то степени предсказуемые. Не для кого не новость, что порой самыми успешными на рынке оказываются не те, кто «самый умный-самый образованный-самый трудолюбивый», а попросту люди, наделенные абсолютно иррациональным даром интуиции. И что? Значит ли это, что у остальных нет шансов? Современные специалисты, изучающие с разных сторон кибер-систему под названием Человек, утверждают, что интуиция – такой же навык, как и все остальные. Посему она тренируется.

Итак, вернемся к теме симуляций. Рациональный смысл бизнес-симуляций очевиден – это форма обучающего процесса, при которой условия максимально приближены к реальности. Реальные конкуренты: равные стартовые условия для всех участников. Реальный спрос и соответственно возможности удовлетворить его: в распоряжении участников весь арсенал – маркетинговые, инвестиционные и управленческие возможности. Реальные сроки для оценки результатов: например, 6 кварталов=6 этапов… Только форс-мажоры не симулируются, да сотрудники виртуальные, а не реальные люди, когда каждый со своими причудами.  На сегодняшний день бизнес-симуляции практически незаменимый инструмент как для обучения, так и для оценки результатов обучения. Поэтому они вошли в практику не только бизнес-школ  и тренинговых программ, а и в образовательные программы некоторых высших учебных заведений.

При всей значимости рациональной стороны бизнес-симуляции, на взгляд людей, которые пережили такого рода процесс хотя бы единожды, его иррациональная сторона попросту неоценима, потому что это уникальная возможность развивать «рыночную интуицию» через переживание виртуальных, а не реальных рисков.

Вдаваться в описание подробностей процесса, его условий и возможностей, так же бессмысленно, как «слушать Паваротти в исполнении Изи».  Пусть эта заметка станет вызовом и тому, кто скептически относится к бизнес-обучению, в первую очередь МBА, и тому, кто подобрался в своей бизнес-деятельности к очередному «потолку» и понял, что спасет только «квантовый скачок». Искать, пробовать, экспериментировать – разве не это самое интересное в игре под названием Бизнес? А Школа бизнеса КИБИТ готова принять Ваш вызов и обеспечить необходимые и достаточные условия для нескучной игры.

 

Другие новости

20 декабря 2015

«Лезвие Эйнштейна» в «бритве Оккама»

Почему никогда не стоит путать простоту с упрощением, а дополнительную информацию — с избыточной.
20 ноября 2015

Жизнь заканчивается смертью

Почему мы склонны переоценивать маловероятные риски, но не обращаем внимания на ежедневные опасности.
20 октября 2015

Проблема как принципиально новая задача

Ирония заключается в том, что чем мы умнее и опытнее, тем выше вероятность того, что мы решим воспользоваться прошлыми решениями и подходами
20 сентября 2015

Риск и польза в области передовых технологий

Страх перед неизвестным в принципе вовсе не иррационален, если под страхом понимать разумную осторожность, но эту грань легко переступить.
20 августа 2015

Кейфабрикация (процесс перехода от реального поединка к вымышленному сюжету)

Мир живет по законам профессионального реслинга, где все соперничество — мнимое, а злейшие враги работают сообща, стремясь угодить аудитории.
Ожидайте...