Статьи

Ученая степень или степень МВА?

Инна Коляденко

Принимая решение о получении того или иного образования необходимо учесть наличие факторов, способных создать благоприятные условия для дальнейшего развития личности, бизнеса или профессиональных качеств и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Ошибка в их оценке может стоить достаточно дорого.

В данной статье будет рассматриваться две модели образования: классическая и бизнес-модель. В качестве примера классического образования приводится написание диссертации для получения ученой степени. Примером бизнес-образования служит получение степени мастера делового администрирования (МВА).

Ученая степень — безусловный плюс для кандидата на управленческую должность, но далеко не всегда ценится работодателем. А ценится ли реально степень MBA и окупаются ли существенные затраты на обучение? На эти вопросы сложно получить однозначные ответы. Давайте попробуем разобраться.

Существует ли принципиальная разница между обучением по программе MBA и защитой диссертации?

Что дает классическое образование?

Написание диссертации позволяет овладеть одной предметной областью или ее узкой составляющей и значительно расширить объем знаний в этой сфере. Кроме этого академический подход помогает общаться специалистам одной сферы, где существует единая понятийная база, единый методологический аппарат, благодаря которым, собственно, можно взаимодействовать.

Отличительная особенность написания диссертации заключается в том, что аспирант или соискатель ставит и решает научную задачу, отличающуюся в первую очередь новизной и отсутствием типовых решений. То есть у человека, занимающегося научным исследованием, развивается способность видеть и решать нестандартные задачи. Но, к сожалению, круг таких задач сужен в пределах одной предметной области.

Преимущества ученой степени заключается в том, что процесс написания диссертации позволяет значительно повысить квалификацию и расширить профессиональные возможности, а диплом кандидата или доктора наук является признанным подтверждением профессионального уровня. Наличие ученой степени дает возможность быть научным консультантом или научным руководителем и преподавать в высшей школе.

К недостаткам относится, прежде всего, система защиты диссертаций, которая до сих пор жестко формализована и консервативна. Что ослабляет ее реакцию на быстро меняющуюся социально-экономическую ситуацию. Также существует риск отрицательного результата, который может быть результатом для науки, но не результатом для бизнеса. Потому, при всех преимуществах классического образования, его содержание зачастую мало отвечает реальным потребностям рынка.

Что дает бизнес-образование?

Большинство слушателей отличает бизнес-образование от традиционного, прежде всего, наличием управленческого опыта у преподавателей, получением интегрированной информации, необходимой менеджерам и активными методами обучения. Бизнес-образование позволяет получить новые полезные знания и систематизацию имеющихся знаний, формирует новый взгляд на решение проблем бизнеса, что эффективно помогает в трудных ситуациях.

В бизнес-школах, в основном, встречаются люди, которые хотят получить не академическое образование, а рычаги для решения конкретных задач бизнеса, круг которых необычайно широк. Программа MBA рассчитана на руководителей, желающих обрести знания и навыки максимально эффективного управления бизнесом со знанием перспективы его развития.

К преимуществам бизнес-образования относят получение актуальных знаний и навыков с возможностью непосредственного применения их в своей работе, что позволяет получить быстрый положительный результат. Бизнес-образование обеспечивает подготовку к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности и многообразия форм организации труда, знакомит с правовыми основами экономической деятельности в условиях формирования рыночных отношений [11]. Это весьма полезно, тем более учитывая тот факт, что во многих секторах экономики такие знания уже стали обязательными.

Также в программе MBA уделяется большое внимание практическому аспекту обучения и развитию управленческих способностей, применимых в любой сфере бизнеса. Степень MBA вырабатывает способность адекватно реагировать на реальные социальные, политические, экономические, культурные условия бизнес-практики, обеспечивает хорошие условия выхода на национальные и международные рынки управленческих кадров.

К недостаткам бизнес-образования можно отнести акцент программ МВА на краткосрочные решения и упрощенный подход к задачам. Поскольку задачи, которые рассматриваются — всего лишь симуляция реальных бизнес-процессов, которая предполагает быстрое локальное решение [4].

В последние годы некоторые бизнес-школы пытались решить данную проблему следующим образом: предоставляли возможность слушателям вникать в основные принципы бизнеса, изучая работу своей компании. Это дало положительные результаты, поскольку слушатели применяли полученные знания на практике еще во время обучения, но по окончании учебы далеко не все смогли решать проблемы бизнеса самостоятельно.

Из всего выше сказанного следует, что бизнес-образование и классическое не являются взаимозаменяемыми. Обучение деловому администрированию, прежде всего, развивает менеджерские компетенции, совершенствует лидерские качества и позволяет повысить управленческий уровень. А написание диссертации представляет собой самостоятельное научное исследование конкретной темы и одновременно реализацию собственных подходов и методик.

Выбор за Вами!

И аспирантура и бизнес образование – это вложение времени, сил и денег. В каком случае результат стоит затраченных усилий?

Степень можно рассматривать как полезный инструмент для достижения цели. Но, прежде чем принимать решение о получении степени, каждый из нас старается спрогнозировать полученный результат и сравнить его с предполагаемыми затратами. Главную роль при этом играют личные качества абитуриента и его возможности.

Итак, ученая степень нужна, если человек растет в первую очередь как профессионал, и лишь во вторую как менеджер. Если управленческие качества стоят на первом месте, тогда больше подойдет степень MBA.

Что касается работодателей, их отношение к степени зависит, во-первых, от должностных обязанностей конкретной позиции, во-вторых, от уровня позиции в иерархии компании и, в-третьих, от отрасли, к которой относится данная конкретная компания. В любом случае, наличие профильных специалистов в компании не исключает потребность в управленцах.

Потребность рынка в тех или иных специалистах не является основным критерием при выборе образования. Прежде всего потому, что в нашей стране ситуация на рынке быстро меняется и ее сложно прогнозировать. Скорее, выбор образования является отражением пожеланий и возможностей абитуриента.

Одним из основных ограничений для получения образования является способность и желание оплатить обучение. В этом вопросе классическое образование имеет бесспорное преимущество. Поскольку, если специалист предпочитает не прерывать процесс обучения и, заканчивая ВУЗ, сразу поступает в аспирантуру, он имеет возможность учиться бесплатно. Для многих это является дополнительным стимулом. За бизнес образование нужно, как правило, платить.

Еще одним ограничением для получения образования может оказаться отсутствие у абитуриента практического опыта. Диссертацию можно начать писать еще до поступления в аспирантуру или вовсе без нее, сразу после окончания ВУЗа и практический опыт применения полученных знаний здесь вовсе не требуется. А получить степень МВА могут лишь взрослые состоявшиеся люди. Отсюда следует, что выбор бизнес образования – это в основном продуманное, взвешенное, логичное решение, за которым стоит многое.

Недостаток времени также может послужить препятствием на пути к получению образования. Существуют следующие способы получения ученой степени: очная форма; заочная форма и соискательство. В первом случае предусмотрено регулярное посещение занятий, заочная форма обязывает регулярно отчитываться о проделанной работе, соискательство не предполагает постоянного присутствия в учебном или научном заведении.

Бизнес-школы предлагают гораздо большее разнообразие форм обучения. Приведу самые популярные из них: Full-Time, Part-Time, Distance Learning, Executive Program. Программа Full-Time рассчитана на дневное обучение с отрывом от работы, продолжительностью до двух лет. Part-Time – это вечерняя форма обучения, позволяющая совмещать образование с работой на протяжении 3-4 лет.

Программа Distance Learning, или дистанционная, позволяет стать виртуальным географически независимым слушателем, сроки освоения курса, как правило, не фиксируются. Executive Program предполагает занятия в вечерней или модульной форме. Модульные (modular) программы предусматривают, что обучение разбито на ряд коротких очных сессий и подходит для людей с высокой степенью занятости [2].

Теперь подведем итоги. Чаще всего написание диссертации является гораздо меньшим капиталовложением, чем получение бизнес-образования. Также получение ученой степени не требует наличие практического опыта. Если говорить о затратах времени, то бизнес образование занимает почти вдвое меньше времени и предоставляет на выбор большее количество форм обучения.

Из всего вышесказанного следует, что образование является вложением и усилий, и времени, и денег в свое будущее, но только тогда, когда у человека есть конкретный жизненный план. В противном случае, образование будет скорее их напрасной тратой. Как, например, в случае поступления в аспирантуру ради места в общежитии в качестве бесплатного жилья на время написания диссертации, либо для получения отсрочки или освобождения от службы в армии [2]. Такой выбор продиктован сиюминутной выгодой, и не приносит длительного результата.

Что эффективнее с точки зрения повышения стоимости специалиста на рынке труда получить степень МВА или защитить диссертацию по схожей тематике? Какова степень риска выбора вида деятельности?

Каждый товар имеет свою цену. Специалист на рынке труда не является исключением. Оплату работы специалиста нельзя считать лишь вознаграждением за труд и оценкой его квалификации. По законам рынка, цена на товар, прежде всего, зависит от соотношения спроса и предложения [20]. То есть для того чтобы иметь высокую стоимость на рынке труда, специалисту необходимо обладать весьма востребованным набором знаний и навыков.

В этом может помочь либо глубокое изучение предметной области, либо повышение квалификации профессионального управленческого уровня. Первый путь непосредственно ведет к повышению стоимости специалиста на рынке труда, в то же время, создает существенные ограничения при поиске работы. Чего не скажешь об управленческих качествах, которые, на первый взгляд, кажутся более универсальной ценностью на рынке труда, чем профессиональные.

Так, между работой завода и фермерского хозяйства есть принципиальная разница, но механизмы действия управления в обоих случаях одни и те же. Однако развитие только лишь управленческих качеств без профессионального роста ограничивает взгляды на собственные возможности и возможности бизнеса, что оставляет меньше шансов выиграть в конкурентной гонке.

На самом деле ни ученая степень, ни степень МВА не является определяющим фактором при устройстве работу. Одними работодателями приветствуется, чтобы образование кандидата относилось к отрасли компании (например, инженерное образование для сферы информационных технологий), в таком случае более предпочтительным окажется наличие ученой степени. Другие работодатели ищут хороших управленцев (например, стратегический менеджмент для управления проектами), тогда необходима степень МВА.

Существует ряд ситуаций, когда оба образования весьма полезны. Так, для кандидата технических наук с дипломом МВА есть перспектива коммерческого применения знаний в консалтинге или лабораторных исследованиях. Для кандидата политических наук с дипломом МВА – политический и управленческий консалтинг, проведение избирательных и PR-кампаний [2]. Кандидатов и докторов в области социальных и общественных наук с дипломом МВА нередко приглашают в качестве консультантов и аналитиков в коммерческие и общественные организации.

Среди собственников бизнеса существуют так называемые ученые-предприниматели, которым удалось совместить два смежных направления — научные исследования и предпринимательство. Это позволило им создать научно-производственные компании, деятельность которых вязана с разработкой и внедрением новых технологий.

Можно долго обсуждать соответствие предполагаемых и реальных результатов, но, согласитесь, любая учеба расширяет область знаний, а значит, полезна и необходима. В принятии решения о получении того или иного образования важно заранее четко сформулировать преследуемые цели и спрогнозировать результаты, что позволит избежать напрасных надежд и обманутых ожиданий.

Какое образование позволяет получить полезные знакомства и дополнительные связи?

Умение взаимодействовать и выстраивать отношения составляют основу бизнеса. Построение доверительных деловых отношений определяют степень вашего успеха и отличают процветающее дело от дела, за которое приходится бороться [20].

Профессиональное и деловое общение не одно и то же. Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности [21]. Деловое общение позволяет войти в контакт с другими лицами или организациями для получения взаимовыгодных результатов. Участники делового общения выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач [22].

Если говорить о профессиональном общении и дополнительных профессиональных связях, они быстрее появляются тогда, когда область, в которой получают образование, узко очерчена. Например, «маркетинг» звучит довольно расплывчато. У людей из разных областей маркетинга гораздо меньше точек взаимодействия, чем у людей, которые задействованы в сфере PR-технологий. В этом плане, более полезно написание диссертации, т.к. это позволяет общаться в кругу специалистов узкой сферы.

Получение степени МВА больше располагает к деловому общению. Во-первых, аудитория слушателей достаточно разнородна. Каждый имеет свои мотивы выбора бизнес образования. Здесь могут быть как менеджеры среднего звена, желающие получить MBA для карьерных целей, так и собственники бизнеса, которым нужен доступ к новым знаниям или зарубежный опыт ведения бизнеса. Во-вторых, непринуждённая творческая среда обучения создает условия для правильного использования средств коммуникации и преодоления коммуникационных барьеров. В результате постепенно приобретаются полезные знакомства и деловые связи.

Следует заметить, что успешные партнерские отношения не устанавливаются после первой встречи, это требует времени. Процесс обучения как раз способствует длительной коммуникации в кругу людей со схожими интересами. Кроме того, личное общение является эффективным инструментом для построения деловых отношений на долговременной основе.

Для каких целей необходимо то или иное образование? Что лучше для бизнеса, личности и профессионала и в каких случаях?

При выборе образования важно понимать какую цель вы преследуете в жизни и профессиональной деятельности, и как степень поможет в ее достижении.

Защита диссертации может пойти на пользу специалисту, который предпочел компанию, занимающуюся исследованиями. Если тема диссертации совпадает с направлением профессиональной деятельности специалиста, это рассматривается работодателем как серьезный опыт работы. Поэтому нужно заранее выяснить, насколько ценится ученая степень именно в той сфере, на которую вы ориентируетесь.

Желающие получить бизнес-образование могут преследовать разные цели. Среди слушателей МВА можно выделить три основных типа. Первый – это люди, которым необходим понятийный аппарат в их непосредственной работе. Далее идут те, кто волею судьбы занял высокую должность, не понимая в полной мере, чем управляют и кем руководят, но стремящиеся разговаривать с подчиненными на одном языке. Третий тип – это люди, у которых свой бизнес или которые являются совладельцами компаний. Они полагают, что MBA даст им конкретные практические знания, которые позволят увеличить их доходы. Все три мотивации имеют право на существование [1].

Программу МВА можно считать оптимальным вариантом повышения квалификации. Это программа для практиков, в которой большое внимание уделяется видению стратегических перспектив развития компании, и осваиваются передовые практические приемы управления. Также в программе предусмотрено развитие способностей эффективного использования человеческих ресурсов и выработка навыков принятия управленческих решений.

Но не следует забывать, что лидерство требует больше чем просто желание руководить коллективом. Тот, кто занимает управленческую должность, нуждается в доверительных отношениях. Люди готовы доверять руководителю, у которого есть образование и квалификация для поддержания тех или иных решений. В данном случае, более успешным окажется такой руководитель, который умеет соблюсти баланс лидерских и профессиональных качеств, что зачастую довольно сложно. Здесь скорее поможет синтез классического и бизнес-образования.

В заключение хотелось бы сказать, что результат обучения зависит целиком от воли обучающегося. Важно понимать, что образование дает лишь возможности, и не более. 

Источники:

  1. Игорь Кривулин, тренер центра обучения персонала "КЛАСС" статья «Обучение линейных руководителей банков: что важно знать тренеру», проект Trainings.ru.
  2. Марина Ефремова статья «Диплом магистра или диссертация? Что может дать ученая степень в современном деловом мире», журнал Бизнес-образование в России и за рубежом, март 2006.
  3. «Классическое образование ничем не заменишь», бизнес-портал, ноябрь 2011 http://www.yourbusinesswork.ru/news/71
  4. Андрей Панов, редактор отдела финансов газеты «Ведомости»; студент бизнес-школы INSEAD статья «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА: MBA НЕ ТРОГАТЬ!», апрель 2009 http://www.begin.ru/main/news_and_articles/articles/4688
  5. «Портрет потенциального студента МВА» журнал Бизнес Энтропия, 2010 http://bizentropy.biz/articles/26-portret-potencialnogo-studenta-mva.html
  6. Программы MBA в Украине, 2011 http://www.educate.com.ua/mba
  7. Сайт УФУ, Уральский Федеральный Университет http://mba.usu.ru/usu/opencms/programms/general.html
  8. Учебный план программы МВА. «Инновационный и проектный менеджмент», 2011 http://www.fitb.ane.ru/files/mba_plan.pdf
  9. Сайт ННГУ, Нижегородский Государственный Университет, им. Н. И. Лобачевского http://mbann.ru/plan.html
  10. Сайт ВШМ, Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ http://mbahse.ru/programs/mba/mba2_1.php
  11. Сайт МИРБИС, Московская международная высшая школа бизнеса http://edu.jobsmarket.ru/training/mba/special/10621/
  12. Сайт MBS, Moscow Business School http://mba.ru/articles/259-mba
  13. Сайт Федерального экспертного канала, статья «Социальный портрет слушателей MBA», август 2009 http://ubo.ru/articles/?pub=2668&cat=94
  14. «Портрет современного слушателя программы МВА. Результаты опроса E-xecutive», 2010 http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1465557/
  15. «Тенденции спроса на рынке бизнес-образования», 2010 http://www.marketing.spb.ru/mr/education/business_school.htm
  16. Сайт агентства DEC education http://www.dec-edu.com/public-71.html
  17. Михаил Жуков, генеральный директор ООО «Хедхантер», исследование «Диплом МВА. Кому это нужно?», апрель 2010. http://www.mba.su/upload/images/mba_hh.pdf
  18. Сайт Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського, Київ http://www.nbuv.gov.ua
  19. Сайт LSBF, Лондонская Школа Бизнеса и Финансов http://www.lsbf.ru/programmes/mba/mba-with-lsbf/formats-learning/
  20. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Микроэкономика. «Экономическая школа», 1999.http://libsib.ru/ekonomika/mikroekonomika/vzaimodeystvie-sprosa-i-predlozheniya-rinochnoe-ravnovesie
  21. Сайт ФПКП РКИ РУДН, Кафедра компьютерной лингводидактики, 2010.http://www.langrus.ru/content/view/30/
  22. Сайт Business Training Company, Москва http://www.btraining.ru/business_obs/
  23. Гайфулина Н.П., учебник «Делопроизводство», Владивосток, 1999. http://orags.narod.ru/manuals/html/eku/eku_4.htm

Другие статьи

Вторичная адаптация персонала

Если в период быстрого роста организации возникает необходимость в создании системы первичной адаптации персонала, поскольку линейные руководители уже не могут лично заниматься новыми сотрудниками, то в период неопределенности более актуальной становится вторичная адаптация персонала. Вернее, должна становиться. Но этого не происходит.
Ольга СИДОР

Влияние корпоративной культуры на управление мотивацией

Система вознаграждений организации включает в себя все, что наемный работник может ценить и желать, а работодатель в состоянии или хочет предложить в обмен на вклад сотрудника в выполнение организацией ее миссии.
Ольга СИДОР

Пенсионные накопления и «совковая» психология

Когда создается относительно новый продукт для КУА (по месту работы), который считаешь нужным для людей в нашей стране и в котором сам участвуешь как рядовой вкладчик, возникает вопрос его продвижения.
Вячеслав Король, преподаватель Школы бизнеса КИБИТ о пенсионных программах в авторском блоге fundmarket.ua

Управление сложностью, как альтернативный подход к созданию стратегии и сбалансированной системы показателей

Властная вертикаль – тяжкое бремя любого руководителя. Менеджеры обычно трудятся честно и много, проблема не в них, а в громоздкой и дорогостоящей модели управления с ее переизбытком начальников.
Александр Мартынов

Как рассчитать размер компенсации

Чтобы определить оптимальный размер компенсаций для сотрудников, чаще всего сравнивают фактические показатели со среднерыночными.
Ольга СИДОР

Мотивація персоналу: міняти не можна залишити

Незважаючи на безліч досліджень і статей, тисячі спеціалістів і експертів, що присвятили себе вивченню цього питання, тема мотивації персоналу залишається однією з найболючіших для сучасного бізнесу.
Ольга СИДОР

Лидер от Бога, или чему не учат руководителей?

Современных лидеров учат принимать только взвешенные и продуманные решения. Часто это становится для них ловушкой.
Ольга СИДОР,

Оценка кадрового потенциала

Основными ресурсами современного менеджера принято считать финансы, время и персонал.
Ольга СИДОР

Деловая игра «Торговая палата»

Исторически деловые игры то вызывают пристальный интерес, то почти игнорируются.
Ольга СИДОР

SoLoMo Манифест

Или все, что нужно знать маркетологам о сочетании социальных сетей, геолокаций и мобильных платформ (Social, Local, Mobile).
Перевод Школы бизнеса КИБИТ

Собственный бизнес. Чем руководствоваться при выборе?

Этот вопрос с каждым годом для нас становиться все актуальнее. Мы чаще стали менять профессии, места работы. Альтернативных путей профессионального совершенствования у нового поколения менеджеров становится все больше.
Валериан Макацария

Бизнес. Стратегия. Как найти конкурентную идею?

Эта публикация посвящена вопросу поиска конкурентной идеи. Такой идеи, которая позволит выстроить вокруг себя уникальную стратегию для Вашей организации.
Валериан Макацария

Речевой ИНТЕЛЛЕКТ

Порою нам кажется бессмысленным тратить драгоценное время и деньги на то, чтобы научиться говорить на родном языке.
Ольга Габлюк

Сила первого впечатления

Можно до бесконечности изучать, тренировать приемы управления вниманием, техники манипуляций и т. д., но если не удалось произвести первое впечатление — все бесполезно.
Ольга Габлюк

Бизнес. Ваше ли это дело?

Это важный вопрос, на который отвечали ученики-выпускники одной школы, куда меня пригласили вести предмет «выбор профессии».
Макацария Валериан

Визначення національної економічної моделі України: порівняльний аналіз можливих альтернатив

Україна, так само, як і інші колоніальні республіки колишньої радянсько-російської імперії, у досить непростих умовах визначає мету та шляхи досягнення свого самостійного майбуття, виробляє параметри соціально-економічної й геополітичної моделі розвитку в ІІІ тисячолітті.
Олег Соскін

Фінансово-економічні ризики розвитку України в умовах сучасної кризи

Україна не стала на шлях трансформацій та радикальних реформ. Відсутність стратегії, спрямованої на здійснення послідовних ринкових перетворень, призводить до зниження ефективності державної економічної політики.
Олег Соскін

Становлення національної буржуазії та середнього класу в Україні

Розвиток держави та нації пов’язаний із формуванням національної буржуазії. Якщо етнос не усвідомлює необхідності створення умов для її становлення, тоді він ніколи не перетвориться на повноцінну націю, яка, своєю чергою, не зможе розбудувати ефективну, потужну, креативну державу.
Олег Соскін

Трансформація податкової системи в контексті формування сучасної економічної моделі України

У статті проаналізовано сучасний стан і вади податкової системи України, показано діалектику податкових змін у країні починаючи з 1992 року, визначено засади та напрями трансформації вітчизняної податкової системи з огляду на необхідність впровадження сучасної, конкурентоспроможної економічної моделі України.
Олег Соскін

Організаційна ефективність процесу злиття компаній

Останнє десятиліття ХХ століття характеризувалося суттєвим сплеском злиттів та поглинань. Так у 1999 році було оголошено більше 40 тисяч таких угод загальною вартістю 3,4 трлн.дол.США.
к.е.н. Докієнко Лариса

Типологія суспільств як предмет соціальної філософії

к.філос.н. Яковлева-Романенко Олена
Ожидайте...