Статьи

Речевой ИНТЕЛЛЕКТ

Ольга Габлюк

Речь — один из видов деятельности, где без ежедневного
труда изменений ждать бесполезно, так же как и результата.

Порою нам кажется бессмысленным тратить драгоценное время и деньги на то, чтобы научиться говорить на родном языке. И несмотря на то, что любого человека можно изысканно и дорого одеть, подобрать аксессуары, отвести к стилисту, сделать макияж, подобрать прическу, как только он открывает рот — весь его богатый внутренний мир оказывается очевидным. Речь — один из видов деятельности человека, где без ежедневного, кропотливого труда самого человека изменений ждать бесполезно. Так же, впрочем, как и результата.

Не секрет, что сегодня только внешних показателей статуса мало. Необходимо демонстрировать владение, пусть даже техническое, таким инструментом, как речь, с помощью которой происходит общение с сотрудниками, менеджерами, клиентами, партнерами и даже с домашними. Одна и та же фраза, сказанная отстраненно и эмоционально, воспринимается совершенно по-разному, вызывает различную реакцию у слушателя, а следовательно, влияет на уровень взаимодействия и его результат.

Профессиональное владение собственной речью позволяет человеку выйти на качественно новый уровень. Кроме того, речь выдает уровень культуры. И если человек не может четко сформулировать свои мысли, он создает впечатление определенной неряшливости. Если его речь полна «паразитами» — верит ли он сам вто, что говорит?

Слово, которое греет и вдохновляет, дает силы и желания — это одна из составляющих нематериальной мотивации, которая в большинстве случаев оказывается более эффективной, чем материальная.

Харизма, лидерство — слова, столь прочно вошедшие в наш нынешний лексикон. Но как мы определя ем, харизматичен лидер или нет? По каким критериям выносим суждение? Скорее всего по его проявлениям, а речь — одно из самых первых. Несмотря на то чтомногие великие люди старались держаться в тени, они владели мастерством публичных выступлений, поскольку без этого навыка к величию не прийти. Для сегодняшнего руководителя необходимо владеть навыком дипломатических отношений. А мастерство публичных выступлений — одна из составляющих этого навыка.

Меня в свое время учили, что речь должна быть уни версальна. Чтобы по речи нельзя было понять, откуда ты родом, в какой семье выросла. В конце концов, чем меньше знают такой информации, тем спокойнее. Во всяком случае легче играть в данное время в указанном месте необходимую роль.

Речевой тренажер

Речь, наверное, одна из самых важных и сложных составляющих имиджа человека. Сложных с точки зрения формирования. Речь включает в себя не только слова, которые мы говорим, а подразумевает и невербальное взаимодействие: жесты, походку, осанку. Владимир Тарасов, основатель Таллинской школы менеджмента, в одной из своих книг писал: «Мелочи — это те вещи, значения которых мы не понимаем». Это не значит, что мелочь неважна, просто я не осознаю важность этой детали, не придаю ей значения. Однако есть и хорошая новость. Грамотная, звучащая речь — навык, который можно сформировать
так же, как и навык вождения. Когда вы садитесь за руль, то оказываетесь в некотором затруднении. У вас есть три педали, две ноги, зеркала, руль, коробка передач. При этом необходимо делать одновременно несколько операций: держать руль, переключать передачи, следить за знаками, пешеходами, разметкой и за другими машинами. Со временем вы начинаете делать все автоматически, не задумываясь. Это касается и работы с речью и голосом.

Овладеть техникой речи, навыком ведения презентации, публичного выступления достаточно просто. Сложнее, когда человек сталкивается с внутренним состоянием во время важной беседы, выступления, презентации и начинает бояться. И этот страх — страх оценки других людей, причем независимо от возраста человека, опыта, знания профессии, сферы деятельности и т. д. Как я выгляжу, что они обо мне думают, не кажусь ли я глупым, смешным, как меня воспринимают, какая будет реакция — все эти мысли пожирают человека, сковывают, заставляют вести себя неадекватно. И даже те навыки, которыми он владеет, ему сложно применить в той степени, с той широтой и со свойственным ему красноречием. Для того чтобы минимизировать эти эффекты, важно помнить о таких простых вещах.

Первое. Никто не знает, как должно быть на самом деле, и если ты что-либо говоришь или делаешь, говори и делай это уверенно, тогда все будет восприниматься как должное. Люди зачастую именно по поведению человека определяют, как им реагировать и воспринимать выступающего. Если ты сам ведешь себя неубедительно, то почему я тебе должен верить? Никого не интересуют наши внутренние переживания, нам не простят слабости.

Если же говорить умнейшие вещи, но при этом заикаясь, запинаясь и бубня себе под нос, то аудитория вас
вообще не будет слушать и решит, что вы несете чепуху.

Второе. Скромность — это порок, причем серьезный. Наивно полагать, что вас заметят и поймут, какой вы умный, способный и гениальный только за то, что вы такой есть. Нужно это продемонстрировать, и желательно во всей красе.

Третье. Начинать надо ярко, интересно и точно так же следует заканчивать. Вспомним об эффекте края: запоминается первое и последнее. Точнее, по первому впечатлению формируется восприятие, а запоминается последнее.

Четвертое. Самая лучшая импровизация — заранее подготовленная. Необходимо готовиться! Записывать интересные фразы, примеры, сравнения. Тем более что особенно удачные варианты можно использовать не единожды, они работают. Помните об обновлении вашей базы умных мыслей, в противном случае есть опасность стать «заезженной пластинкой».

Пятое. Говорите образно и просто. Человек мыслит образами и, учитывая это свойство, наполните речь картинками. Увидите — будет интересно, и не только для вас.

Слушать, чтобы слышать

Устройте себе мини-тренинг, самостоятельно и абсолютно бесплатно. Запишите себя во время совещания, презентации, просто представьтесь — и прослушайте сами. Вдохновляет? Убеждает? Нравится? Если нет, то почему другие должны воспринимать вас иначе?

И самое главное, всегда и во всем, когда вы говорите, выступаете, обращаетесь с речью, в конце концов, произносите тосты в подвыпившем состоянии за столом у друзей, вы должны понимать то, о чем говорите и кому вы это говорите. Как эта информация соотносится с теми людьми, которые слушают. Если ваша аудитория не сможет ответить себе на вопрос: зачем мне нужно это слушать — результата не будет.

Слушать, чтобы слышать, смотреть, чтобы видеть. Тогда словесное действие будет целенаправленным и сможет достичь цели. Зацикливаясь на собственных переживаниях, мы упускаем из виду собеседника. Невидим его реакции, не контролируем ситуацию, становимся заложниками положения, которое создали наши неконтролируемые эмоции. Становимся однообразными и негибкими.

Человек должен получать удовольствие от результата и полюбить процесс. Для достижения этой цели есть смысл потратить время и деньги, чтобы быть настоящим мастером слова, слова, которое может зажечь.

Источник: Школа красноречия

Другие статьи

Вторичная адаптация персонала

Если в период быстрого роста организации возникает необходимость в создании системы первичной адаптации персонала, поскольку линейные руководители уже не могут лично заниматься новыми сотрудниками, то в период неопределенности более актуальной становится вторичная адаптация персонала. Вернее, должна становиться. Но этого не происходит.
Ольга СИДОР

Влияние корпоративной культуры на управление мотивацией

Система вознаграждений организации включает в себя все, что наемный работник может ценить и желать, а работодатель в состоянии или хочет предложить в обмен на вклад сотрудника в выполнение организацией ее миссии.
Ольга СИДОР

Пенсионные накопления и «совковая» психология

Когда создается относительно новый продукт для КУА (по месту работы), который считаешь нужным для людей в нашей стране и в котором сам участвуешь как рядовой вкладчик, возникает вопрос его продвижения.
Вячеслав Король, преподаватель Школы бизнеса КИБИТ о пенсионных программах в авторском блоге fundmarket.ua

Управление сложностью, как альтернативный подход к созданию стратегии и сбалансированной системы показателей

Властная вертикаль – тяжкое бремя любого руководителя. Менеджеры обычно трудятся честно и много, проблема не в них, а в громоздкой и дорогостоящей модели управления с ее переизбытком начальников.
Александр Мартынов

Как рассчитать размер компенсации

Чтобы определить оптимальный размер компенсаций для сотрудников, чаще всего сравнивают фактические показатели со среднерыночными.
Ольга СИДОР

Мотивація персоналу: міняти не можна залишити

Незважаючи на безліч досліджень і статей, тисячі спеціалістів і експертів, що присвятили себе вивченню цього питання, тема мотивації персоналу залишається однією з найболючіших для сучасного бізнесу.
Ольга СИДОР

Лидер от Бога, или чему не учат руководителей?

Современных лидеров учат принимать только взвешенные и продуманные решения. Часто это становится для них ловушкой.
Ольга СИДОР,

Оценка кадрового потенциала

Основными ресурсами современного менеджера принято считать финансы, время и персонал.
Ольга СИДОР

Деловая игра «Торговая палата»

Исторически деловые игры то вызывают пристальный интерес, то почти игнорируются.
Ольга СИДОР

SoLoMo Манифест

Или все, что нужно знать маркетологам о сочетании социальных сетей, геолокаций и мобильных платформ (Social, Local, Mobile).
Перевод Школы бизнеса КИБИТ

Ученая степень или степень МВА?

Принимая решение о получении того или иного образования необходимо учесть наличие факторов, способных создать благоприятные условия для дальнейшего развития личности, бизнеса или профессиональных качеств и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Ошибка в их оценке может стоить достаточно дорого.
Инна Коляденко

Собственный бизнес. Чем руководствоваться при выборе?

Этот вопрос с каждым годом для нас становиться все актуальнее. Мы чаще стали менять профессии, места работы. Альтернативных путей профессионального совершенствования у нового поколения менеджеров становится все больше.
Валериан Макацария

Бизнес. Стратегия. Как найти конкурентную идею?

Эта публикация посвящена вопросу поиска конкурентной идеи. Такой идеи, которая позволит выстроить вокруг себя уникальную стратегию для Вашей организации.
Валериан Макацария

Сила первого впечатления

Можно до бесконечности изучать, тренировать приемы управления вниманием, техники манипуляций и т. д., но если не удалось произвести первое впечатление — все бесполезно.
Ольга Габлюк

Бизнес. Ваше ли это дело?

Это важный вопрос, на который отвечали ученики-выпускники одной школы, куда меня пригласили вести предмет «выбор профессии».
Макацария Валериан

Визначення національної економічної моделі України: порівняльний аналіз можливих альтернатив

Україна, так само, як і інші колоніальні республіки колишньої радянсько-російської імперії, у досить непростих умовах визначає мету та шляхи досягнення свого самостійного майбуття, виробляє параметри соціально-економічної й геополітичної моделі розвитку в ІІІ тисячолітті.
Олег Соскін

Фінансово-економічні ризики розвитку України в умовах сучасної кризи

Україна не стала на шлях трансформацій та радикальних реформ. Відсутність стратегії, спрямованої на здійснення послідовних ринкових перетворень, призводить до зниження ефективності державної економічної політики.
Олег Соскін

Становлення національної буржуазії та середнього класу в Україні

Розвиток держави та нації пов’язаний із формуванням національної буржуазії. Якщо етнос не усвідомлює необхідності створення умов для її становлення, тоді він ніколи не перетвориться на повноцінну націю, яка, своєю чергою, не зможе розбудувати ефективну, потужну, креативну державу.
Олег Соскін

Трансформація податкової системи в контексті формування сучасної економічної моделі України

У статті проаналізовано сучасний стан і вади податкової системи України, показано діалектику податкових змін у країні починаючи з 1992 року, визначено засади та напрями трансформації вітчизняної податкової системи з огляду на необхідність впровадження сучасної, конкурентоспроможної економічної моделі України.
Олег Соскін

Організаційна ефективність процесу злиття компаній

Останнє десятиліття ХХ століття характеризувалося суттєвим сплеском злиттів та поглинань. Так у 1999 році було оголошено більше 40 тисяч таких угод загальною вартістю 3,4 трлн.дол.США.
к.е.н. Докієнко Лариса

Типологія суспільств як предмет соціальної філософії

к.філос.н. Яковлева-Романенко Олена
Ожидайте...